Положение
об адаптированной основной образовательной программе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования – городской округ
город Скопин Рязанской области
об адаптированной основной образовательной программе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования – городской округ
город Скопин Рязанской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение «Об адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Положение) разработано в соответствии со следующей нормативной базой:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательно деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). 1.2. Положение устанавливает порядок разработки и утверждения адаптированных основных образовательных программ (далее – АООП) в школе.
1.3. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. АООП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией (далее – ОО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами, АООП, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
1.5.АООП призвана обеспечить гарантии в получении детьми с ОВЗ общего образования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями.
1.6.Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее – ИПР) и включает следующие направления деятельности:
• анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ОВЗ;
• учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями (законными представителями) документам);
• проектирование необходимых структурных составляющих АООП;
• определение временных границ освоения АООП. При проектировании АООП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы;
• четкое формулирование цели АООП;
• определение круга задач, конкретизирующих цель АООП;
• определение содержания АООП. Особое внимание при проектировании содержания АООП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования;
• планирование форм реализации АООП. Реализация АООП осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием домашнего обучения и семейного образования;
• планирование участия в реализации АООП различных специалистов (учителя дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.); включение в реализацию АООП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или группы детей с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
1.7. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на обучение по АООП принимается на основании рекомендаций специалистов ПМПК и при согласии (письменном заявлении) родителей (законных представителей).
1.8. Педагогический совет ОО утверждает АООП для детей с ОВЗ. При необходимости корректировки АООП повторно утверждается Педагогическим советом ОО.
2. Цели и задачи АООП
2.1. Цель АООП - планирование, организация и управление образовательным процессом при обучении ребенка с ОВЗ.
2.2. AOOП выполняет следующие задачи:
определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии, оптимально распределяет время по темам.
2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей, способствует применению современных образовательных технологий;
2.4. АООП выполняет следующие основные функции:
Нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения программы обучающимся.
Информационную - позволяет получить представление о целях содержания, последовательности и сроках изучения образовательной программы.
Методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии,
Организационную - определяет основные направления деятельности педагога и обучающихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения.
2.5. АООП должна отвечать следующим характеристикам:
• Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели. Решите точность соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения.
• Актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования детей с ОВЗ.
• Прогнозируемость — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения.
• Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат.
• Контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки.
• Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
3. Структура АООП
3.1.Структура АООП должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами, и содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
3.2. Титульный лист АООП содержит информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с указанием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об авторах, разработчиках программы; информацию об ОО.
3.3. Пояснительная записка АООП содержит цели и задачи реализации Программы для детей с ОВЗ, общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на основании которых она разработана, категории детей с ОВЗ, примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ; принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и реализации АООП, в том числе специальные; психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ; описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; планируемые результаты освоения АООП; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
3.4. Содержательный раздел содержит описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей и интересов, особых образовательных потребностей; описание взаимодействия взрослых с детьми; описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
3.5. Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ включает цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех ступенях общего образования; перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению детьми ООП НОО/АООП НОО; индивидуальные образовательные программы и маршруты; описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития, коррекционную работу; механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие); рабочие программы узких специалистов; планируемые результаты коррекционной работы.
3.6.Организационный раздел содержит: описание материально технических условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ, детей-инвалидов; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, детей-инвалидов; характеристику кадровых условий реализации АООП (наличие узких специалистов, соответствие образования др.); описание финансовых условий реализации программы; требования к организации развивающей предметно-пространственной среды; особенности проведения традиционных праздников, событий, мероприятий.
4 Условия реализации АООП
4.1. При реализации АООП должны быть созданы условия:
• учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического
• процесса, в применении специальных методов и средств обучения и воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
• реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
• предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
• привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
4.2. К реализации АООП должны быть привлечены учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги.
5. Порядок рассмотрения и утверждения АООП
5.1. АООП разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения и другими педагогами ОО в соответствии с настоящим Положением с момента появления воспитанников с ОВЗ в ОО и представляется для рассмотрения на Педагогический совет ОО.
5.2. АООП рассматривается на заседании Педагогического совета ОО, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ.
5.3. АООП утверждается приказом директора ОО. В случае несоответствия АООП и основной образовательной программы установленным требованиям производится доработка программы.
6. Изменения и дополнения в АООП
6.1. АООП может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.
6.2. Основания для внесения изменений:
• Обновление нормативной базы системы образования
• Предложения педагогических работников, педагогического совета, администрации ОО по результатам работы в текущем учебном году
• Рекомендации специалистов ПМПК
7. Ответственность и контроль
7.1. Ответственность за полноту и качество реализации АООП возлагается на педагогов ОО.
7.2. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП осуществляется администрацией ОО.
Документ в полном объеме скачать здесь[/b]