средняя школа №3 г. Скопин

Официальный сайт средней школы №3 г. Скопин

Не забываем регистрироваться на сайте, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.По вопросам и предложениям пишите info[собачка]skopin3.ru
Карта сайта Контакты Главная

Календарь

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей

Апрель 2020 (2)
Март 2020 (45)
Февраль 2020 (13)
Январь 2020 (12)
Декабрь 2019 (22)
Ноябрь 2019 (36)

Мин. образования

Министерство образования Рязанской области

Упр. обр. Скопин

Управление образования и молодёжной политики администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области

Авторизация

Для слабовидящих

Наша Школа

Реклама

Сетевичок


Опрос


Обязательно!
Нужна - этикет есть этикет!
Конечно нужна!
Наверное, да...
Что вы?! Какая сменка!?
Ну разумеется - нет!
Категорически нет!
Затрудняюсь ответить.


Счетчики

Главная страница » Методические разработки » Разработка урока по географии
АвторАвтор: ploveh ДатаДата: 24-03-2020, 13:15    Раздел: Методические разработки

Тема урока: «Живые организмы в суровых условиях Антарктики».[/center][/b]
Учителя географии
Москвитиной Ольги Михайловны
МБОУ СОШ №3 г. Скопина
Рязанской области. 2020 г.
[/size]

Цель урока: сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи, растений и животных, с природными условиями Антарктики.
Задачи урока:
1. опираясь на изученный материал по географии и биологии установить причинно – следственные связи в природе.
2. Расширить и конкретизировать, экологические знания, формировать убеждённость в необходимости охраны природы на материке.
3. Формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление, навыки работы с текстом учебника, географической картой, осуществлять исследовательскую работу.
Оборудование: физическая карта мира, карта Антарктики, картина «Животный мир
Антарктиды», географический атлас 7 класса, видеофрагмент
« Антарктида»,
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает опережающее задание.
Ход урока
.

1 Организационный момент.
2 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Что мы с вами изучали на прошлых уроках? (материки)
какие? (южные материки)
Попробуйте определить материк по описанию: «Эта суша на самом краю Земли, где жесткое солнце, морозы и страшная пурга».
Какова же тема урока? Что мы должны изучить на уроке? Определите цели урока. (записывают в тетради)
Проблемный вопрос. Могут ли живые организмы выжить в Антарктиде, а если могут, то, как им это удаётся в столь суровых условиях.
3. Открытие нового знания.
Задание 1. Ответьте на вопросы викторины. обобщим имеющиеся знания об Антарктиде.
 Путешественник был на равнине, и у него кружилась голова, шла из носа кровь, как будто он поднялся высоко в горы. Почему путешественник чувствовал себя плохо? (Средняя высота льда Антарктиды 2 км. Её ещё называют «Землёй за облаками».)
 Вокруг путешественника был снег, а он был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Почему? (Антарктида – страна жесткого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый, прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза.)
 Путешественник видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. Что это за птицы? (императорские пингвины носят яйцо на лапах, закрыв, его жировой складкой живота покрытого тёплым пухом)
 Там было два растительных организма, живущих как одно целое. Что он видел. (лишайник – симбиоз гриба и водоросли)
 Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? (подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность.)
 А ещё путешественник видел слона, льва и леопарда, живущих, в воде. Как это может быть? (это виды тюленей – морской лев, морской слон, морской леопард.)
Учитель: вы ответили на все вопросы и объяснили все ответы. А теперь, если кто не знал ответы на вопросы и кто знал все вместе отправляемся в путешествие по Антарктиде. Итак, мы едем в Антарктиду. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и нам тоже нужны такие дневники. Удобнее всего делать записи в таблице. Сделайте в ваших тетрадях – дневниках такую таблицу. (данная таблица заполняется записями учащихся во время докладов)
Приспособленность живых организмов к суровым условиям Антарктики.
Природные условия растения Особенности приспособления животные Особенности приспособления


Учитель: прежде чем отправиться в путешествие, нам надо решить, что взять с собой и какую одежду подобрать. В этом вопросе нам помогут карты атласа и дополнительная информация.
Задание 2. Работа с географическими атласами.
1 Определите самую высокую температуру материка.
2 Определите самую низкую температуру материка. ( - 89,2 гр. С)
3 Определите среднюю температуру января материка. ( -60 гр. С)
4 Определите среднюю температуру июля материка. (от 0 гр. до – 16 гр.)
5 Определите среднее количество осадков на материке. Одинаково ли распределены осадки на материке. (в центре 53 мм в год, на окраине материка до 700 мм в год ). Почему? (высокое атмосферное давление, ветра, к центру возрастает континентальность)
1 группа учащихся характеризует климат Антарктики. Остальные учащиеся фиксируют ответы в таблице (графа «природные условия»).
Сообщение учащихся. Самый суровый и холодный на Земле климат формируется под влиянием географического положения и ледникового покрова. Снежно – ледяная поверхность континента поглощает только 10 – 20 % солнечного излучения, остальные 80 % отражаются снежной поверхностью и уходят в космическое пространство. Над материком формируются холодные и сухие антарктические воздушные массы. Над ледяным куполом образуется гигантские антициклоны с нисходящими потоками воздуха из высоких слоев атмосферы. Тяжёлый холодный воздух с высокого ледяного купола из центра материка растекается во все стороны, образуя стоковые ветры.
Из – за разницы атмосферного давления над сушей и океаном возникают стоковые ветры. Направляясь на север, эти холодные массы воздуха сталкиваются с более тёплым, влажными воздушными массами, перемещающимися с океана. Поэтому в полосе ледникового склона шириной 700 – 800 км и в прибрежных частях бывают особенно сильные штормовые ветры с пургой и метелями. Скорость ветра достигает 50 – 60, а иногда и 90 м/с, но бывает и до 320 м/с.
В дневнике английского исследователя Антарктики начала 20 века Дугласа Моусона описан этот ветер так: «всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё».
Учитель: что же мы возьмём с собой. (тёплую одежду, тёмные очки, верёвку, запас пищи.) Теперь мы можем отправляться.
После такого рассказа особенно интересно посмотреть, какие из живых организмов могут выжить в таких суровых условиях. Итак, в путь. (читает стих заранее подготовленный ученик)
На самом – самом юге, как, впрочем, и на севере,
Так много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,
С урока путешествовать по атласам и картам несётся наш фрегат.
Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,
Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз и сильная пурга.
Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…
И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,
Наш новый милый друг.
Вот мы и прибыли. За дело! Нам нужно показать, какие организмы встречаются здесь и как они могут выжить. Запишем информацию в полевые дневники. ( по ходу выступления группы вносят дополнения, демонстрируют кадры из видеофрагмента)
Сообщения учащихся. Растительность Арктики.
Лишайники – пионеры среди растений (их около 300 видов). Они неприхотливы, встречаются на побережье, в антарктических оазисах и даже в 300 км от Южного полюса. Выглядят они очень разнообразно по виду и цвету - от ярко – оранжевого до чёрного и тёмно – серого. Лишайники могут быть листовые, накипные, кустистые. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (два организма в едином целом). Такой цвет лишайников, для того, что бы потреблять максимально возможное количество солнечной энергии и тепла.
Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены в основном подушечные мхи. Встречаются они в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах. Мхи растут очень медленно, так как условия в которых они растут очень суровые.
Водоросли – низшие растения, около 800 видов, особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических озёрах, в оазисах.
В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса. Встречаются также лессопия и дюрвиллея.
В антарктических водах много криля. Норвежским термином «криль» называют эуфаузиды, которые именуются рачками – черноглазками; они питаются диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что он содержит микроэлементы и аминокислоты. Стаи его встречаются на глубине 5 – 100 м и служат основной пищей китов. Рыбы: белая щука (ледяная рыба – прозрачная), макроус, мраморная нототения, путассу – питается крилем, сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они являются пищей китов. У живущих в этих местах кальмарах нет раковин, так как они быстро передвигаются из – за этого раковина видоизменяется или совсем исчезает.
В Антарктике обитает более 44 видов птиц – поморники, буревестник, альбатрос и символ Антарктики – нелетающая птица пингвин. Пингвины прекрасно плавают (средняя скорость 30 – 40 км/ч), питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пингвинов – несколько видов. Самый распространённый вид – пингвины Адели и императорские. Императорские пингвины являются самыми большими (рост 120 см, вес 60 кг). Они не строят гнёзд, а «выстраивают» яйца на лапах. Большинство птиц гнездится на прибрежных скалах, образуя «птичьи базары», численность которых достигает нескольких сотен тысяч; питаются рыбой.
Учитель. Почему птицы образуют «птичьи базары». (для сохранения тепла в суровых условиях Антарктики и от защиты от нападений).
А сейчас попробуйте составить цепь питания этих организмов. (учащиеся составляют в тетрадях схему)

Разработка урока скачать здесьzhivye-organizmy.pdf [245,36 Kb] (cкачиваний: 0)

Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.